Быт

Скотоводство.

Китайские   летописи   сообщают,   что   хунну «вслед  за  пасущимся  скотом  кочевали  с  места  на  место. Из домашнего скота у них было больше всего лошадей, крупного рогатого скота и овец, а из редкого скота — верблюдов,  ослов, мулов... В поисках воды и травы (они) переходят с места на место, ... каждый имеет выделенный участок земли». Последнее указание свидетельствует о том, что в государстве Хунну сложилась система землевладения, которая регулировала земельные отношения между скотоводами. Важное значение скотоводства в экономике Хуннского государства подтверждается материалами раскопок курганов на многих могильниках в разных местах Бурятии: в Ильмовой и Черемуховой падях, Ургун-Хундуе, Узком месте, Дырестуйском Култуке, Цараме, Озерном, Енхоре и в других местах.  В могилах, в специальных камерах, а иногда над гробом укладывали головы мелкого и крупного рогатого скота, лошадей. Количество голов жертвенных животных, помещенных в одну могилу, доходило до 19. Возможно, они символизировали стадо, отправлявшееся в другой мир, в страну мертвых.

Продукция животноводства играла огромную роль в жизни хунну. В древнекитайских хрониках ханьского времени говорится, что «по обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи». Из кожи и кости изготавливали разнообразные бытовые изделия и оружие: пряжки, шилья украшения, наконечники стрел. концевые, срединные накладки луков и т.д. Продукция животноводства широко использовалась и в других хозяйственных целях, в частности, для производства войлока, витья веревок, изготовления юрт, конского снаряжения, военной амуниции и т.д. Продукция животноводства широко использовалась и в других хозяйственных целях, в частности, для производства войлока, витья веревок, изготовления юрт, конского снаряжения, военной амуниции и т.д.

Другая часть населения Хуннского государства жила оседло на поселениях и городищах. Жители их, занимаясь земледелием, выплавкой металлов и изготовлением из них различных изделий, гончарным, косторезным и другими ремеслами, поставляли кочевникам и полукочевникам необходимые им продукты земледелия и ремесла: пшеницу, просо, ячмень, оружие, орудия труда и другую продукцию ремесленного производства.

Земледелие.

На Иволгинском городище, Дуренском и Енхорском поселениях обнаружены многочисленные земледельческие орудия труда. Это чугунные сошники, наконечники мотыг, серпов, лопат, каменные зернотерки. На поселениях и в погребениях встречены обугленные зерна проса. О наличии земледелия в стране хунну свидетельствуют и материалы древнекитайских летописей. В сообщении, относящемся к 89 г. до н.э., говорится, что хотя на севере рано наступают морозы, тем не менее и там сеяли различные виды проса. В этот год в земле хунну «начался снегопад, длившийся несколько месяцев подряд, скот падал, среди населения начались болезни, хлеба не вызрели». Земледелие было пашенным. Зерно хранили в ямах грушевидной формы и в больших глиняных сосудах, а также по сообщениям  письменных источников, в специально построенных башнях.

Наши партнеры

Администрация города Улан-Удэ
 
 
Год дружбы народов 
You are using Internet Explorer 6.0 or older to view the web.
Due to security risks and a lack of support for web standards this website does not support IE6. Internet Explorer 6 was released in 2001 and it does not display modern web sites properly. Please upgrade to a newer browser to fully enjoy this site and the rest of the web.

After you update, please come back and you will be able to view our site.
Upgrade