Главная

Далекие-близкие соплеменники

- Недавно вы написали о хазарейцах. На Кавказе есть еще одно племя – кайтаки. Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее. 
Артур Цыренов. Улан-Удэ.

Отвечает историк Олег Булутов.

В одном из прошлых номеров мы говорили о фамилиях XIII века, распадах тюркской, монгольской империй и нелегком возвращении домой с дальних походов наших соплеменников. Многие не вернулись и остались на ранее завоеванных территориях (хазарейцы, аймаки, ногайцы и другие). 

Расскажем об отряде племени кайтак, осевших в Дагестане.

В своем сочинении "К вопросу о происхождении кайтаков" академик Бартольд, приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки («тюрки» - авт.). Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность: «Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный».

И он приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются тюрко-бурятскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, булаган — соболь, нохай - собака, гаха - свинья, керемун — беличий мех, чиноа — волк, таулай — заяц и так далее.

Бартольд предполагал, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. В исторической литературе известны с IX в. н. э. В средние века образовали крупное феодальное владение - Кайтагское уцмийство. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Имеется две версии происхождения этнонима хайдаг (хайтаг): 1) от древнемонгольского этнонима хаттагин, 2) от слова хайдаг, хайдг (калм.) - брошенный.

На примере этого видим, что люди, оторванные от родных мест, и на другой территории на протяжении столетий сохраняют элементы своего родного языка и фамилий, хотя и многое было утеряно. Но при восстановлении исторических связей эти «оставшиеся и брошенные» имеют все шансы на возрождение своих корней.

Сегодня кайтаки - этнографическая группа, родственная по языку и основным чертам культуры и быта даргинцам. Название «даргинец» очень похоже на слово "дарга" - "начальник". Они почти слились с ними, живут на юго-востоке Дагестана, говорят на кайтагском диалекте даргинского языка.

Проект "Год российской истории". "Бурятия-7"

Ваши комментарии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши партнеры

Администрация города Улан-Удэ
 
 
Год дружбы народов 
You are using Internet Explorer 6.0 or older to view the web.
Due to security risks and a lack of support for web standards this website does not support IE6. Internet Explorer 6 was released in 2001 and it does not display modern web sites properly. Please upgrade to a newer browser to fully enjoy this site and the rest of the web.

After you update, please come back and you will be able to view our site.
Upgrade